[за «терпеливый» и «дипломатичный» диалог во имя «укрепления организаций гражданского общества».]
Моя подруга изливает боль. Ее мама, психолог с академическим образованием, считает свою дочь иностранным агентом, потому что та, тоже психолог с академическим образованием, обучает предприятия и общественные организации лучше выполнять поставленные цели.
Мамино представление о жизни претерпело крах. Если права дочь, все нынешнее управление построено на лжи. Общественные организации — это те объединения, в планах которых указано, что своими действиями можно повлиять на благосостояние и позаботиться о тех, чьи потребности общество не умеет принимать во внимание. Надо помогать тем, кто в беде.
Исчезнувший миллиард
Когда полгода назад я интервьюировал в Питере другую Анну, Анну Шароградскую, она отметила, что никто пока не знает, как будет на практике применяться закон об иностранных агентах. Когда мы беседовали пару недель назад, она сказала, что ситуация прояснилась — частично.
Теперь известно, что закон означает обследование (проверку?) помещений и документации.
Проблема в том, что проверяющие не знают, что ищут. Что-то отягчающее. Во многих местах, например, у Анны в офисе, проверяющие были уже несколько раз.
Как отметил в Фейсбуке мой друг, психолог Кари Косонен, закон об агентах применяют не только к общественным организациям, деятельность которых хоть как-то связана с политикой, но и к благотворительным обществам. Даже к таким, которые пытаются поддерживать лечение больных серьезными наследственными заболеваниями.
Например, в Омске в связи с законом проходят полицейские операции по проверке всех организаций, получающих иностранное финансирование, а также тех отдельных граждан, которые принимали участие в деятельности этих организаций и протестных действиях, как и журналистов, освещавших эти акции. По словам прокурора, приведенным в газете, в одном конкретном районе Омска выявлено 16 иностранных агентов.
Россия, копирующая сталинские методы
Конечно, Россия, если хочет, может решать проблемы по-своему. Но общественные организации часто работают за счет и иностранного финансирования. По мнению партии «Яблоко», судебная система государства вернулась шельмованию в духе прежних тоталитарных времен.
Сам закон об иностранных агентах направлен, прежде всего, для усмирения ассоциации «Голос», которая была создана для наблюдения проведения выборов. Очевидно, что в России пришли к выводу что если ложь достаточно большая, то большинство населения этому поверит. Цель достигнута.
Хороший пример: когда 60 российских общественных организаций письменно обратились с вопросом к президенту Путину, на чем основывается его утверждение о мистическом миллиарде, получаемом организациями из-за рубежа, высказанное во время телевизионной трансляции, то ответа не последовало.
Путин и его пресс-секретарь утверждают, что 654 российские общественные организации за первый квартал текущего года получили из-за рубежа один миллиард. То есть после того, как закон об иностранных агентах вступил в силу. По представлению общественных организаций, указанная Путиным сумма завышена в 10 раз.
Длинные ноги лжи
На прошлой неделе, когда Путин отвечал на вопросы «аудитории» по телевидению было достаточно манипулирования, близкого ко лжи. На прямую линию в студию пригласили чиновника задать вопрос, почему не расследовались деяния министра приватизации 90-х годов.
Когда в ельцинские времена искали виноватого, то им всегда был Анатолий Чубайс. Какие последствия могут быть от упоминания Путиным наличия шпионов в ближайшем окружении инициатора приватизации времен правления Ельцина? Известный журналист Сергей Пархоменко от лица многих удивлялся тому, как долго бывший министр будет терпеть публичные унижения и оскорбления.
Amnesty International дала очень четкую и ясную картину происходящего. По мнению этой организации, речь идет об «охоте на ведьм»: первый год третьего президентства Путина прошел под эгидой систематического ослабления свободы слова, собраний и нарушения этих прав.
А организация Human Rights Watch в своем рапорте отмечает, что столь плохой ситуации с правами и свободами не было со времен распада СССР. Закон об иностранных агентах — только одно из свидетельств возвращения сталинизма.
Не зря Путина называют коллективным образом. Он вожак, генеральный директор, какие есть у «ночных волков». Он «незаменимый» и абсолютно непрозрачный. Слухи, окружающие его, пытаются скрывать. Вероятно, что разные тексты, в которых намекают, например, о его внебрачных детях, ни одно российское СМИ не сможет опубликовать. Да и финское тоже.
Не удивительно, что закон об агентах нас волнует. Но Путин, конечно, считает иначе. Для него сталинизм ассоциируется только с лагерями. Вот до чего дошли.
Jarmo Koponen (Перевод Eilina Gusatinsky)
Suomeksi.
Ei kommentteja:
Lähetä kommentti